Поиск
Опрос
Как вам сайт?


детская психология

Как влиять на детей?
Влияние взрослых меняет не только поведение ребенка, но и его внутренний мир. Очень важно, что лежит в основе отношений родителей и детей. Доверие, доброжелательность оказываются благоприятными условиями для использования родителями своего сильного характера, авторитета, опыта, знаний. Оскару Уайльду принадлежит выражение: «Всяко влияние плохое». Вряд ли можно толковать однозначно слова мастера парадоксов, но можно предположить, что одно из возможных значений здесь такое: влияние плохо потому, что оно искажает истинную природу человека, забирая у него свободу самореализации ...
Готовы принять эту мысль те, кто стремится целенаправленно и осознанно воспитывать своих детей? Стремится, несмотря на то, что чем сильнее действие, тем сильнее и противодействие, сопротивление нашим влияниям? Скорее всего, не готовы. Понятно, что для взрослого лучше принимать решения самостоятельно. Но всегда ли можно дать такой выбор малому ребенку? Ведь он еще не способен понять, что для него хорошо, а что плохо. Поэтому для нас так важно задумываться о его будущем, о том, чем ему следует заниматься, а чего вообще нельзя делать. И все же простой вопрос детскому психологу: «Почему дети не слушаются нас, ведь мы хотим им добра?" - Звучит как крик души.
Возможно, дело не в воздействии как таковом, а в его характере, в том, что в нем есть что-то от принуждения и насилия? И возможно, стоит рассчитывать на успех влияния другого рода, основанного на диалоге и сотрудничестве?
Как же можно воздействовать на другого человека, не проявляя грубого давления, которое, естественно, вызывает пассивное или активное сопротивление, неприятие или даже противодействие? Перед тем, как ответить на эти вопросы, вспомним одно психологическое исследование. Двухлетнему мальчику предоставлялась возможность выбрать из двух игр, одна из которых находилась перед прозрачным барьером, а вторая за ним. Если барьер можно было легко преодолеть, дети одинаково часто брали ту или иную игрушку. Когда барьер был настолько высоким, что достать игрушку было невозможно, мальчики пытались добраться до нее в три раза чаще, чем к совсем доступной. Девочки таким образом реагировали, прежде всего, на запрет брать игрушку, а физические запреты были для них меньшим побуждением. Но, так или иначе, уже в двухлетнем возрасте у ребенка возникает стремление преодолеть препятствие, нарушить ограничения и найти! свободу волеизъявления. В три года маленький человек осознает свое Я, начинает чувствовать себя! автономным и независимым существом, он хочет иметь свободу выбора, методом проб и ошибок оценивая степень своей самостоятельности. С этой точки зрения воспитание можно определить как установление определенных границ свободы, что происходит или под контролем родителей или через самоконтроль, или в гармоничном сочетании того и другого.
На развитие ребенка влияют особенности эмоционального отношения к нему. Обычно выделяют два варианта такого отношения.
Первый - безусловная любовь или безусловное положительное принятие - основанное на бескорыстии, альтруизме, готовности не ждать благодарности в ответ. Я люблю другого человека за то, что он есть, люблю таким, какой он есть, не предъявляю ему претензий, не хочу его изменить. Я просто живу вместе с ним, меняюсь вместе с ним, радуюсь и страдаю также вместе с ним. Такое отношение к ребенку позволяет ему почувствовать и пережить собственную ценность, стать уверенным в себе человеком с адекватной самооценкой.
Второй вариант эмоционального отношения прямо противоположный - условная любовь. По мнению одного из родоначальников гуманистической психологии, американского психолога Карла Роджерса, условное или оценочное отношение к другому человеку деформирует его личность, становится препятствием для творческого саморазвития. Почему же так происходит? Потому что для ребенка очень важна любовь взрослого, и он ради нее готов отказаться от себя самого, своих истинных потребностей и желаний. Мама говорит ребенку: «Съешь кашу, будь хорошим мальчиком, съешь ради мамы, мама будет тебя любить». Ребенка тошнит от этой каши, но он ест и давится, преодолевая отвращение, чтобы заслужить мамину любовь. Психологический смысл этого влияния заключается в том, что ребенку ставится условие по простой формуле «если бы»: «Если ты будешь хорошо учиться, я буду к тебе хорошо относиться», «Будешь во всем и везде первым - буду тебя любить», «Если станешь аккуратной и красивой, я буду тобой восхищаться ». Один из результатов такого воспитания - отношение к людям по принципу «Ты - мне, я - тебе». Кроме того, возможно неприятие ребенка, осознанное или неосознанное. Такое отношение возможно к нежелательному ребенку или рожденному не «вовремя», или к девочке, которая родилась вместо ожидаемого мальчика. Неприятие, которое может проявляться в отвержении, недоброжелательности, грубости, игнорировании, порождает в ребенке равнодушие к жизни. Для того, чтобы ребенок нормально развивался, очень важно, чтобы у него была хоть одна привязанность, чтобы хоть с кем-то он могла разделить душевное тепло, чувства, мысли, сомнения и успехи. Влияние взрослых меняет не только поведение ребенка, но и его внутренний мир. Очень важно, что лежит в основе отношений родителей и детей. Доверчивость, доброжелательность создадут благоприятные условия для использования родителями своего сильного характера, авторитета, опыта и знаний. Если же отношения между родителями и детьми будут холодными или неприветливыми, влияние будет воспринято как давление, стремление диктовать и покорять.


Нравится
Версия для печати Просмотров: 13

Похожие записи

Родители всегда стремятся дать своему ребенку...

Немецкий язык набирает высокую популярность среди...

Вопрос к современным родителям - кто из вас в...