Поиск
Опрос
Как вам сайт?

Влияние образования. Подвод итогов.

Когда мы переходим от теоретических рассуждений к обзору исследований процессов классификации у традиционных народов, мы обнаруживаем, что терминология, часто используемая в психологической литературе при классификации процессов мышления, весьма неудовлетворительна. Термины абстрактный и конкретный довольно произвольно употребляются для обозначения целого ряда различных, не всегда совпадающих операций: какое именно свойство объектов испытуемый кладет в основу классификации; пользуется ли он этим свойством последовательно при образовании всех групп в ходе решения определенной экспериментальной задачи; переходит ли он от одной основы классификации к другой; каким образом он описывает и объясняет созданные им классы. Если иметь в виду все эти значения данного термина, то становится очевидным, что экспериментальные данные не позволяют сделать вывод о том, является ли мышление той или иной группы людей целиком абстрактным. Мы видели, что свойство, которое испытуемый кладет в основу классификации, зависит от природы экспериментального материала - от знакомства с ним (рис или геометрические фигуры), от содержания той области, к которой тот или иной материал относится (животные или растения), и от формы его представления (вещи или картинки). Хотя применение в качестве основы группировки предметов их принадлежности к определенным таксономическим классам в психологии традиционно считалось признаком абстрактного мышления, здесь не действует - как мы убедились - принцип «все или ничего».

Степень зависимости операций классификации от свойств таксономических классов может быть различной и определяться тем, насколько явно выражены другие возможные принципы группировки предметов (например, от наличия функциональных связей между предметами, принадлежащими к различным классам).

Не приходили ли мы, таким образом, к безысходному релятивизму? Другими словами, все ли зависит от экспериментального материала и от ситуации? Исходя из существующих данных, мы полагаем, что операции классификации все же изменяются определенным образом под влиянием проявлений западного или современного образа жизни. Принадлежность предметов к определенному таксономическому классу начинает играть, по-видимому, большую роль в качестве основы классификации, когда люди покидают изолированную деревню и переезжают в города, где более ощутимо воздействие торговли, обмена товарами между людьми. Посещение школы западного типа ускоряет этот переход к классификации на основе таксономических категорий. Возможно, однако, что влияние школы этим не ограничивается - школьное обучение, видимо, способствует такому подходу к задачам на классификацию, который включает в себя поиски правила или принципа, способного приводить к решению. В то же время школа, как нам кажется, позволяет человеку осознать тот факт, что возможны различные правила классификации. Это можно назвать формальным подходом к задаче – человек ищет правило решения задачи, отбирая его среди нескольких возможных. Наконец, один из однозначных результатов нынешних исследований состоит в том, что школьное образование - и только оно - оказывает влияние на способ описания и объяснения людьми их собственных умственных действий. Это последнее обстоятельство говорит о том, что в дальнейших исследованиях важно отличать то, что делают люди, от того, что люди говорят, что они делают.



Нравится
Версия для печати Просмотров: 340

Похожие записи

Американский исследователь языков индейцев...

Большая часть межкультурных психологических...

Рекомендации по работе с радио- и телесредствами...