Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Новые религиозные движения

Обзор понятия социологии: Новые религиозные движения

Сектантские или общественные группы сторонников, не обязательно христианской веры, обычно прошедших через сильный конверсионный опыт. Часто оцениваются публикой и прессой с подозрением или даже недоброжелательностью. Баркер (1989) полагает наличие не менее пяти сотен видов подобных движений в Великобритании. Это очевидное разнообразие — выраженное в различиях взглядов и в методах вербовки — было удачно осмыслено Уол-шем (1984). Он делит их на движения "отрицания мира" (мунисты, хари Кришна), "утверждения мира" (трансцендентальная медитация, сциентология) и "приспособления к миру" (евангелистские, харизматические, христианские группы "рождения заново").
Первые требуют от новообращенных отказа от прошлой жизни и отделения от семьи и друзей. Внешний мир оценивается с враждебностью. Личностная идентичность растворена в коллективной идентичности общины, которая всегда имеет приоритет перед индивидуумом и поощряет раздел имущества. Вторые смотрят на внешний мир более благосклонно, имеют тенденцию к большему индивидуализму, к менее кодифицированным и артикулированным системам веры, а также организованным ритуалам поклонения. Мироут-верждающие движения видят в каждом скрытые потенциал и силу, которые могут быть раскрыты сторонниками и почитателями. Счастье и удовлетворенность рассматриваются как нечто недоступное
пониманию каждого, ведущее к принятию новых путей установления связей с миром (а не его отрицанию или преобразованию). Третьи подчеркивают важность индивидуального религиозного опыта. Евангелистские церковные группы типичны там, где коллективные отправления культов веры являются средством ощущения сильной личной причастности к духовному и священному царствам.
Несмотря на разнообразие и многочисленность, НРД охватывают лишь небольшое число членов. Настрой общества против них, следовательно, не оправдан их численностью, а скорее вызван специфической ориентацией различных групп по отношению к миру. Конечно, тотальная самоотреченность их членов и разрыв семейных уз приводят общественность в негодование. НРД, похоже, усиливаются в результате общей неудовлетворенности религиозным опытом, предлагаемым традиционной христианской церковью. Возможно, также в них можно усмотреть ответ на "кризис идентичности" в период позднего модерна, изученный Гидденсом (1991). Однако ввиду относительно малого числа людей, фактически вовлеченных в НРД, и того факта, что они, кажется, обращаются главным образом к молодому среднему классу и только в течение нескольких лет, их рост не следует рассматривать как нечто такое, что серьезно компенсирует тенденцию к секуляризации. См. также Секта; Культ; Социология религии.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 128

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Относительная автономия

Концепция, согласно которой формы государства не...

Методы производства, которые избегают новой...

Термин, часто применяемый по отношению ко всем...

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (26)