Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Бихевиоризм

1. Школа в психологии, главная заповедь которой состоит в том, что ее предметом является только наблюдаемое поведение. 2. Изучение, главным образом в ходе экспериментов над животными, принципов обучения (называемых также образованием условных рефлексов) и использование этих принципов для познания и управления поведением человека. 3. (Философия, например, Райл "Понятие разума", 1949) концепция, согласно которой "умственные понятия могут анализироваться в терминах открытых действий и высказываний" (Флу, 1979). По Райлу, смыслу 1 ошибочно присваивается исключительность умственного и физического, Дуализма разума и тела.
Бихевиоризм как школа психологии был основан в США Э.Л. Торн-дайком (1911), разработавшим Закон эффекта — вознаграждаемое поведение имеет тенденцию к повторяемости, а не вознаграждаемое — к прекращению. Почти в то же самое время в России И. Павлов (1846—1936) исследовал условные рефлексы. Его эксперименты привели к формулировке теории классического образования условных рефлексов (Павлов, 1911).
Наиболее влиятельным и плодовитым бихевиористом, однако, является Б.Ф. Скиннер (1904—1990). Его имя стало почти синонимом бихевиоризма, и он изобрел блок Скиннера — прибор, обеспечивающий управляемую среду для исследования обучения животных (оперантное образование условных рефлексов).
В школе психологии наблюдаемое поведение может включать в себя и устное поведение, выражаемое мыслями. Тем не менее бихе-виористы прежде всего предпочитают игнорировать умственные функции или эффект организма на стимул (S) и ответ (R). Только S и R способны контролироваться и измеряться, а следовательно — изучаться.
Чтобы точно исследовать принципы обучения, поведение должно быть простым, а процедуры — этически приемлемыми. Это предполагало сосредоточение на экспериментах над животными, нередко в управляемой среде блока Скиннера, где обычно наблюдалась реакция крыс или голубей на S (с помощью рычага или диска) и R (нажатием или бросанием) при различных режимах стимулирования (использование пищевых шариков). Такие работы пополнили багаж знаний об обстоятельствах, при которых происходит образование условных рефлексов, и о переменных, воздействующих на их силу и применение.
Эти идеи в 30—40-х гг. господствовали в академической психологии и проникли в общую культуру, в частности, оказав влияние на практику воспитания детей. Впоследствии они утратили свое значение в психологии, но все еще широко используются в лечении душевнобольных. См. Модификация поведения.
Скиннер также оказал влияние на область усвоения языка ("Устное поведение", 1957), предположив, что новорожденный постигает язык через процесс создания условных рефлексов — его/ее устное поведение формируется стимулированием к звукам его/ее родного языка. Это противоречит теории Чомского (см. Механизм усвоения языка).

Нравится
Версия для печати Просмотров: 272

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Закон грешама

Гипотеза, связанная с елизаветинским торговцем-...

Обзор понятия социологии: Фуко мишель

Главная фигура в серьезных французских...

Обзор понятия социологии: Объективный тест

Тест, в котором ответы учитываются в совокупности...