Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Правонарушение

Обзор понятия социологии: Правонарушение

Незаконные или "антиобщественные" действия, обычно совершаемые молодыми мужчинами. Акцент на последнем обстоятельстве в строгом смысле не является необходимым, но он очевиден из социологических исследований данного предмета, обычно посвященных молодежным группам равных, бандам или субкультурам либо стремлениям и возможностям молодежи из рабочего класса. Впервые систематически изучать эту проблему стали социологи Чикагской школы в США. Начав свою деятельность под влиянием Роберта Парка и У.Э. Берджесса в
1920 гг., они получили поддержку в предпринятых ими эмпирических исследованиях соседских общин, банд и т.д., рассматривая город как "социальную лабораторию". Их устойчивое влияние наблюдалось в разработке зональных исследований (наиболее критикуемого аспекта работ), а также в обоснованиях "социального беспорядка" и важности субкультур (или культурной трансмиссии). Позднее американские специалисты вырабатывали альтернативы чикагскому подходу или брали иные темы.-
Мертон, например, приспособив понятие Дюркгейма об аномии, утверждал, что несоразмерность высоко оцениваемых целей и законных возможностей их достижения могло бы вызывать множество девиантных ответов (см. Криминология). А.К. Коэн (1955) изучал преступность у мужчин из среды рабочего класса и выявил, что субкультура преступности обеспечивала альтернативный источник статуса и уважения мальчикам, которые не принимали (не имели доступа к принятию) иных "решений", соответствующих высшему образованию или устойчивому приспособлению к ценностям среднего класса. Ценности субкультуры преступности — это реакция на ценности среднего класса. Однако, по мнению критиков, "культура низшего класса" имеет собственные ценности, способные формировать преступность: "маскулинизм", "крутизна", независимость и бунтарство. Работа Клауорда и Оулина (1960), подчеркивая статус и возможности законного и преступного образов жизни, стала попыткой объединить аномическую теорию Мерто-на с теорией субкультуры. Критики последней склонны сосредоточиваться на ее по существу функционалистских утверждениях о ценностях, позитивистском, сверхдетерминистском характере исследований (см. Преступный дрейф), на практически полном игнорировании женщин и молодежи из среднего класса, а также на недостаточной эмпирической подтвержденности многих ее предположений и аргументов.
В Великобритании издавна имелся интерес к юношеской преступности и проблемам юношеской политики, выразившийся в принятии Закона об условном освобождении несовершеннолетних преступников от 1907 г., введении отдельного положения о подростках в систему уголовного права (с 1933 г.), и ряда актов 1970—1980-х гг., направленных на проблемы молодых правонарушителей. Этот интерес стимулировался последовавшей моральной паникой по поводу молодежных культур — от пижонов 1950-х гг. через ряд "молодежных субкультур" до футбольных хулиганов и "слегка придурковатых" в последние годы. Многие социологи высказали сомнения по поводу "новизны" подобных явлений (Пирсон, 1983), а другие обвиняли средства массовой коммуникации в
искажении и преувеличении значения данной проблемы (С. Коэн, 1973, 1981). Даже если считать их аргументы достаточно вескими, все равно ясно, что юношеские преступления и правонарушения нуждаются в изучении. Статистика преступлений 1980-х гг. выявила самые высокие для подростков показатели, если брать правонарушения отдельно для мужчин и для женщин. Этот факт, наряду с очевидностью "проблемы молодежи", поднятой средствами массовой информации, стимулировал множество исследований британских социологов. Некоторые из них не признали ценности изучения банд в США для Великобритании (Дауне, 1966), другие использовали довольно разные модели субкультуры, хотя и связанные прежде всего с Центром современных культурных исследований (см. Культурные исследования) в Бирмингемском университете, а также "антишкольные" культуры (Уиллис, 1977). Важны родительский присмотр и семейная жизнь (Уилсон и Герберт, 1978), раса и эффекты депривации, расизм полиции (и правоохранительной деятельности) и политическое отчуждение (Бейнон и Соломос, 1987; Институт расовых отношений, 1987), проблема пола с точки зрения причины намного более низкого участия в нарушениях женщин и совершенно иного отношения к ним системы правосудия (Карлен и Уоррал, 1987). См. также Криминология; Субкультура преступности.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 165

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Ритуал интеракции

См. Интеракция. РОД (clan) (Антропология) —...

Обзор понятия социологии: Объективный тест

Тест, в котором ответы учитываются в совокупности...

Обзор понятия социологии: Сиделка

См. Уход.