Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Разделение труда

Обзор понятия социологии: Разделение труда

1. Процесс, посредством которого производственные задачи становятся раздельными и более специализированными. В значении, использованном такими ранними классическими политэкономистами, как Адам Смит (1776), термин описывает специализацию в Мастерских и фабричной системе, объясняя получаемые преимущества с точки зрения увеличения эффективности и производительности. Согласно экономической теории, разделение труда также вызвало рост торговли и обмен товарами (услугами) на основе "закона сравнительных преимуществ" (см. Международная торговля). В социологии специализации производственных задач придается намного более широкое значение, чем экономическая эффективность в узком смысле, включая техническое разделение труда, состоящее из подразделения производственных заданий, иерархии мастерства и структуры власти и авторитета, проявляемой в отношениях между управляющими и рабочими на предприятии (см. Научное управление; Процесс труда). 2. Процесс профессиональной специализации в обществе в целом и выделение социальной жизни в особые виды деятельности
и такие учреждения, как семья, государство и экономика — общественное разделение труда. В работах эволюционных социологов — Дюркгейма или Парсонса — данное понятие неотделимо от социальной дифференциации (см. также Эволюционная теория). Социологический анализ относится к подразделениям в обществе (см. Класс; Локальные рынки труда), образцам занятости по секторам (например, сельское хозяйство, промышленность, сфера услуг), а также к концентрации особых видов занятости или производственных задач в странах "третьего мира" или развитых капиталистических (см. Международное разделение труда; Неравномерное развитие; Мировая система).
Последствия как социального, так и технического разделения труда фигурируют в центре теорий социальной стратификации. В последние годы внимание сосредоточивалось не только на классовых различиях, но и на этнических делениях, особенно на тендерном характере работ на рынке труда, на частной и публичной сфере и на домашнем хозяйстве (см. Разделение труда по половому признаку; Патриархат; Домашний труд; Двойной рынок труда). Таким образом, существует множественность процесса, позволяя включить воспроизводство так же, как производство и отношение между товаром и нетоварным производством.
Дюркгейму (1893) принадлежит одна из наиболее влиятельных работ по данной теме. При разработке эволюционной теории социального изменения он противопоставляет первобытные и современные общества. Первые характеризуются низким разделением труда, сегментарной структурой и сильным коллективным сознанием ("механической солидарностью"), служащим основой социального порядка; вторые проявляют дифференцированную структуру, более индивидуальное сознание и "органическую солидарность", то есть возросшую взаимозависимость между частями общества (см. Механическая и органическая солидарность). Именно разделение труда несет функцию поддержания органической солидарности, базирующейся как на понимании индивидуальности благодаря специализации, так и на соответствующей зависимости от других. Поэтому Дюркгейм подчеркивал социальные и, следовательно, нравственные функции процесса в противовес Спенсеру и утилитаризму, отстаивающим индивидуальное преследование личного интереса в разделении труда, регулируемом только контрактом. Однако Дюркгейм понимал, что органическая солидарность в современных обществах была осуществлена несовершенным образом, и выделил анормальные формы разделения труда — аномическое, не согласованное с определенными формами нравственного регулирования (см. Аномия), и принудительное — когда классовый конфликт и унаследованное богатство препятствуют профессиональной занятости людей, соответствующей их естественным способностям.
Анализ Маркса заметно отличается от теории Дюркгейма, видевшего решение проблемы аномии в полном развитии надлежащим образом регулируемого разделения труда. Маркс связывал развитие этого процесса с возникновением частной собственности, делением на классы, эксплуатацией и отчуждением. При капитализме благодаря машинному производству идет прогрессивное отделение умственного труда от ручного и его подчинение требованиям товарного производства. Маркс прослеживает его развитие через последовательные социальные эпохи, включающие отделение городов от деревни, государства от гражданского общества, промышленности от торговли и достигающее высшей точки в предельной фрагментации труда в капиталистическом производстве. В то же время противоречивый характер капитализма проявляется в наращивании богатства и в экономической кооперации в разделении труда, способствуя преодолению капитализма социализмом. В трилогии "Немецкая идеология" Маркс предвидит отмену разделения труда при социализме по мере упразднения классов и частной собственности. Однако в его поздних работах делается ссылка на продолжение "царства необходимости", в котором форма разделения труда продолжит свое существование, но без отчуждения или принудительной специализации.
Критический анализ Маркса был возрожден в последние годы в связи с интересом к процессу труда — особенно в работе Бравермана (1974) в связи с развитием менеджерского контроля с помощью научного управления, механизации и автоматизации, все более фрагментирующими и деквалифицирующими труд (см. Деквалификация).

Нравится
Версия для печати Просмотров: 342

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Культура предпринимательства

Набор ценностей, символов и практических действий...

Меры престижа, статуса, социальной репутации и/...

Обзор понятия социологии: Субкультура

Система убеждений, ценностей и норм, которые...

Error. Page cannot be displayed. Please contact your service provider for more details. (19)