Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Рационализация

Обзор понятия социологии: Рационализация

1. Общая тенденция всех институтов и большинства сфер жизни современных капиталистических обществ трансформироваться посредством применения рациональности. По Веберу, например, такой процесс является главным и лежит в основе преобразования экономических, политических и правовых институтов западных обществ (особенно в распространении бюрократии и "систематических форм бухгалтерии и права"). Кроме того, его результаты очевидны в других секторах: науке и обучении, музыке и религиозных организациях.
Вебер сделал оговорки о последствиях этого, по-видимому, неумолимого процесса, который он иногда сравнивает с созданием "стальной клетки", все более ограничивающей индивидуальность. Тщательное вычисление "инструментальной рациональности", вероятно, состоит в противоречии с "независимой рациональностью", то есть рациональностью результатов, оцениваемых с точки зрения более широких человеческих целей. В то же время в мире, "разочарованном" рациональностью, не существует "строго научная" основа для обобщенной концепции человеческих интересов или потребностей. Люди обладают свободой деятельности и должны в конечном счете делать собственный выбор (см. также Ценностная свобода и ценностная нейтральность). Другие теоретики разделяли более оптимистичный взгляд на результаты процесса рационализации. Хабермас, например, утверждал: "человеческие интересы" будут идентифицироваться в условиях подлинно демократического критического дискурса (см. также Критически-культурный дискурс). В целом, однако, социологи в большей мере остались агностиками (см. также Формальная и независимая рациональность). 2. Любое оправдание деятельности после ее совершения, стремящееся представить ее в благоприятном свете, объяснив понятной причиной, хотя для такой "рациональной" реконструкции недостает правдоподобия (ср. Защитные механизмы).
По мнению Парето, многие социальные исследования, включая большинство социологических и политических теоретических построений, содержали рационализацию в этом смысле и не имели подлинно объективной основы (см. Остатки и деривации). Несмотря на выделение необходимости отличать рациональность от нерациональности, Парето не испытывал иллюзий относительно возможности первой когда-либо стать руководящим принципом социальной и политической жизни. Хотя Парето обычно считается пессимистом в отношении прогресса, он олицетворял многие направления мысли в политической социологии на протяжении 19-го столетия (см. Теория элит; Неомакиавеллисты).

Нравится
Версия для печати Просмотров: 247

Похожие записи

(общества) без формального лидерства, например,...

1. (В расовых отношениях) процесс, в ходе...

Обзор понятия социологии: Антиномианизм

Убеждения, разделявшиеся, например, членами...