Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Социология образования

Применение социологических теорий, подходов и методов исследования к анализу процесса образования. По сравнению с предшествовавшими обществами, в индустриальных образование обеспечивается специализированными заведениями, деятельность которых и является главным объектом изучения.
Хотя социология образования как отдельный раздел появилась недавно, ее корни находятся в основном в функционализме Дюркгейма. Процесс образования следует понимать с точки зрения его вклада в содействие и сохранение социального порядка (Дюркгейм, 1922), нужно видеть в образовании средство решения проблем и стирания социальных антагонизмов (Маннгейм).
До 1950-х гг. эта дисциплина оставалась под сильным влиянием этих подходов, хотя ее развитие было во многом обязано роли социологии в подготовке преподавателей, особенно в США, а также традиции "политической арифметики" в Великобритании. Последняя привела к ряду обзоров и статистических исследований, изучающих социальное влияние на получение образования, профессии и на социальную мобильность (в частности, Флауд, Галси и Мартин, 1957). Хотя такие исследования показали постоянство классового и гендерного неравенства, появились предположения о том, что образование могло бы стать средством социального преобразования в долгосрочном плане. В Великобритании введение всестороннего образования, компенсационного образования и расширение высшего образования в 1950-х гг. и позже были задуманы для достижения данной цели и создания не только более равного общества, но также устранения ненужных потерь талантов нации.
В течение 60-х гг. падение функционалистской гегемонии в социологии и растущий пессимизм относительно политики реформ в образовании, особенно в США, привели к появлению совершенно иных направлений. Источники неравенства, находящиеся вне школы, стали рассматриваться как трудноизлечимые; были подняты фундаментальные вопросы о традиционной социологии образования, о предполагаемых связях между обучением и социальной реформой. Один из аспектов был направлен на методы преподавания — интеракция в классе, организация учебного плана — вытекавшие из стандартных интеракционистских подходов, другой — более радикальный (например, работа Янга по учебным планам, а также Боулза и Джинтиса "Обучение в капиталистической амери-ке", 1976), подчеркивал роль школ в качестве агентств, воспроизводящих социальные отношения капиталистического производства. Последний отчасти вдохновлялся марксизмом, восходя к концепциям Грамши и Алыпюссера. Некоторые социологи сочетали идеи Маркса, Дюркгейма и Вебера, стремясь достичь такого же результата (пример — аргументы Бурдье о зависимости образования от культурного капитала).
Было бы ошибочно воображать, что последовавшие подходы полностью заменили предшествовавшие. Не следует также считать тщетными попытки расширения возможностей образования. Так, в Великобритании процент мужчин и женщин, поступающих в высшую школу, ныне приближается к паритету, а общая доля школьников, включающихся в процесс высшего образования, существенно увеличилась начиная с 1950-х гг. Также значительно выросло число участников из семей рабочего класса. С другой стороны, классовые различия все еще остаются разительными и роль систем образования в сохранении классового общества столь же очевидна.
См. также Бернштейн; Скрытая программа; Интеллект; Мери-тократия; Ответная и спонсированная мобильность.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 292

Похожие записи

Социологическое изучение социального контекста,...

Британский социальный теоретик и историк. Его...

Обзор понятия социологии: Консумеризм

1. Приоритетное значение и поддержка культуры...