Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Телеологическое объяснение

Обзор понятия социологии: Телеологическое объяснение

Объяснения типа "А происходит ради В" (А. Вудфилд, 1981). Здесь можно выявить три главные формы (см. также Телеология):


(а) целевое объяснение целенаправленного поведения живых существ, особенно человека, например, с точки зрения целей, мотивов, причин и т.д.;


(б) функционалъные(истские) объяснения биологических или общественных характеристик с точки зрения (i) результата естественного или социального выбора и (ii) их постоянного вклада (см. Функция) в функционирование и сохранение рассматриваемого растения, животного, общества и т.д. (см. также Система; Теория систем; Эволюционная теория);


(в) оценки работы механизмов, "ведущих себя" или "функционирующих" подобно живым существам (см. также Кибернетика).
Каждый согласен с тем, что люди действуют целенаправленно. Более того, в объяснении человеческой социальной деятельности ясно, что знание убеждений и ценностей акторов часто во многом "объясняет" их деятельность. Возникает вопрос: могут ли телеологические объяснения в этом смысле удовлетворять социологию (как утверждают некоторые социологи и философы, например, Уинч) или для данных целей требуются другие, даже совершенно отличающиеся, подобно значению термина 2 либо причинным объяснениям иных видов (см. Социальные факты как вещи; Бихевиоризм)"!
Другими примерами общих теорий, имеющих телеологический элемент, являются теория Гегеля и марксизм, пытающиеся идентифицировать основное направление истории с точки зрения которого можно понять частные случаи. Хотя и весьма критикуемая (ср. Диалектический материализм; Эпизодическая характеристика; Постмодернизм), идея о направленности в человеческой истории все еще фигурирует в работах многих социологов (см. Прогресс; Эмансипационная теория).
Существует небольшое разногласие по следующему вопросу: соответствуют ли функциональные и эволюционные формы телеологии объяснению поведения животных и биологического царства в целом. Ведь обычно они — не более, чем одна из форм причинного объяснения. Те из них, которые направлены на конечные состояния или цели обществ — еще более спорные, ибо часто утверждают, что общества не имеют ни цели, ни потребности, за исключением целей и потребностей индивидуальных людей (см. также Методологический индивидуализм). Тем не менее функционалистские и эволюционные оценки занимают законное место в социологии и продолжают настоятельно поддерживаться во многих ее областях.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 172

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Евгеника

Изучение человеческой наследственности,...

Расположение пунктов в порядке скорее...

Обзор понятия социологии: Пирамида населения

Двумерный график, используемый для показа...