Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Шумпетер йозеф

Обзор понятия социологии: Шумпетер йозеф

Родившийся в Моравии австрийский и американский экономист, политический деятель, социальный теоретик, чей особый подход сочетал экономический анализ с социологическим. В работах "Теория экономического развития" (1951, немецкое издание — 1912) и "Деловые циклы" (1939) он разрабатывал теорию колебаний в экономическом развитии (см. Теория длинных волн). Шумпетер выявил три типа экономического цикла ( см. также Циклы Кондратьева). Они представляют собой периоды от 50 до 60 лет, начинающиеся с накопления технических новшеств — силы пара (1787—1842), железных дорог (1842—1897) и впоследствии электричества — производства новых изделий и быстрым прогрессом и заканчивающиеся тогда, когда созданные этими новшествами возможности иссякают.
Хотя исторически экономический рост и прибыль были результатом предпринимательских и технологических нововведений, Шумпетер отметил также историческую тенденцию к замене индивидуальных предпринимателей новым классом индустриальных администраторов. Он также доказывал необходимость долгосрочного планирования (не только кейнсианского краткосрочного, см. Кейн-сианская политэкономия) в современных обществах, чтобы пытаться управлять экономическими циклами. Хотя он отвергал многое из идей Маркса о начале социализма, в работе "Капитализм, социализм и демократия" (1942) он утверждал, что исчезновение традиционного предпринимателя и необходимость экономического планирования означают неизбежность социализма. Его лично не привлекал социализм, который, как он полагал, подорвет индивидуализм и демократию.
ШЮЦ АЛЬФРЕД (Schutz, Alfred) (1899-1959) - австрийский социолог и философ, главный архитектор социальной феноменологии, которой после своего переезда в Нью-Йорк в 1935 г. стал банкиром.
Главные труды Шюца, например, "Феноменология социального мира" (1967, немецкое издание — 1932), предполагали применение феноменологии Эдмунда Гуссерля к социальным явлениям, особенно происходящим в повседневной жизни. Это также вовлекло Шюца в критический анализ Вебера. Согласно Шюцу, Вебер "не спрашивает, каким образом составляется значение актора, а также не пытается выявить уникальные и фундаментальные отношения, существующие между "«Я» и другим".
Основной тезис социальной феноменологии Шюца: социология должна работать над раскрытием понятий или типификацией, посредством которых акторы внутренне субъективными способами организуют свою повседневную деятельность и конструируют "обыденное знание". Повседневное знание, в отличие от научного, нельзя изучать абстрактными методами. Только тщательное наблюдение за повседневной социальной жизнью показывает, что акторы оперируют "не требующими доказательств предположениями" и "запасами знаний", достигая "взаимности перспективы", "естественного отношения", которые должны рассматриваться как "первостепенные" в социальном знании. Социальный порядок — результат общего предположения об общности мира, но без разновидности нормативного консенсуса, принятого функционализмом (см. также Практическое знание; Жизненный мир).
Парадокс, вытекающий из концепции Шюца, заключается в следующем: хотя дается обобщенная оценка конституирования актором социальной жизни, она предполагает жесткие пределы той мере, в какой возможно когда-либо достичь макроскопические обобщения о социальных структурах и социальном изменении, обычно исследуемых социологией. Идеи Шюца были восприняты этнометодологией. Однако возникает вопрос: является ли научное и повседневное обыденное знание резко дифференцированным, как доказывают Шюц и этнометодологи, и достижимы ли общие серийные структурные оценки, несмотря на бесспорные элементы индексальности и рефлексивности повседневных социальных оценок.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 238

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Кочевники и кочевой образ жизни

Люди или общества, например, бедуины пустынь...

Обзор понятия социологии: Сартр жан-поль

Французский философ и романист, чье творчество...

1. Форма социологической теории, которая...