Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Интеллигенция

Обзор понятия социологии: Интеллигенция

1. Социальная страта интеллектуалов с самовозложенной ответственностью за руководство будущим благосостоянием и развитием нации. Термин имеет польское и русское происхождение середины 19-го столетия и подобен касте в том смысле, что некоторые социологи считают его применимым только к определенному месту и времени, а другие — с более широким значением. 2. Совокупность образованных, но не являющихся собственниками личностей с некоторым сознанием особой роли либо в национальном обществе, либо в культурной сфере, выходящей за пределы государственных границ. Например, термин может обладать смыслом, придаваемым ему некоторыми африканскими странами до и после независимости.
"Интеллигенция" и "интеллектуалы " не являются синонимами. Так, в Англии были и есть интеллектуалы, но не интеллигенция в значении 1 или 2. Первый смысл понятия возник в 19-м столетии, когда Польша была разделена на части между Пруссией (позже Германией), Россией и Австрией. Немногие, обладавшие аттестатом об окончании средней школы — matura — и поэтому знавшие польскую литературу и историю, считали себя хранителями национальной культуры. Они также были руководителями многих оппозиционных движений. Весьма часто они происходили из обедневшей знати и дворянства, сохранив дворянские ценности и испытывая презрение к буржуазным занятиям торговлей и промышленностью. После восстановления польского государства в 1918 г. интеллигенция играла ведущую роль в правительстве и администрации, но была затем уничтожена во время второй мировой войны.
После 1945 г. Коммунистическая партия Польши стала претендовать на ведущую роль в развитии страны и принялась за устранение конкурентов, в результате чего "классическая" интеллигенция прекратила существование. Согласно официальной марксистской формуле, новая Польша имела два "неантагонистических класса" —
рабочих и крестьян — и прослойку интеллигенции. Ссылка на прослойку (а не класс) указывала на отношение к средствам производства, подобное существующему у рабочего класса, однако аспекты культуры и познания продолжали отличать людей друг от друга. Вхождение в интеллигенцию стало определяться получением скорее высшего, чем среднего, образования, и большинство дипломированных специалистов концентрировалось в науке и технике. Это вело к различию между творческой или культурной интеллигенцией, с одной стороны, и к значительному увеличению технической интеллигенции — с другой, у которой остаточное тяготение к старым ценностям было намного менее очевидно.
В России в 19-м столетии деклассированная фракция дворянства стремилась поддерживать элементы традиционного стиля жизни в городской усадьбе (тем самым сохраняя отличие от буржуазии) и одновременно управлять судьбами нации. Буржуазия требовала ликвидации царизма и остатков феодализма любыми средствами, в целом отождествляя себя с прогрессом. После Октябрьской революции 1917 г. творческая интеллигенция поначалу процветала, но Сталин не мог поощрять ее независимость и положил этому конец. Официальная марксистская формула двух классов и прослойки интеллигенции сохранила в силе термин, и ничего кроме этого.
Значение 2 термина созвучно немецкому Intelligenz. Альфред Вебер ввел понятие социально неприсоединенной intelligentsia, но наиболее известна формулировка Маннгейма: "В каждом обществе имеются социальные группы, чья специальная задача состоит в обеспечении интерпретации мира для общества. Мы называем их интеллигенцией" (Маннгейм, 1936). По его утверждению, такие люди имели тенденцию либо добровольно присоединяться "к одному или другому антагонистическому классу" (ср. Грамши об органических интеллектуалах), либо пытаться выполнять "свою задачу защиты общих интеллектуальных интересов" (Маннгейм, 1929).
Более современные исследования классовой позиции интеллигенции включают Конрада и Сзеленый (1979), Гоулднера (1979). Согласно оценке Конрада и Сзеленый, "интеллектуалов на пути к классовой власти" в индустриально отсталых государственно-социалистических обществах Восточной Европы, интеллигенция была "организована в правительственно-бюрократический правящий класс" и взяла на себя инициативу по модернизации, "заменив слабую буржуазию, неспособную к разрыву с феодализмом". Гоул-днер доказывает, что во всех частях возникающего мирового социально-экономического порядка гуманисты-интеллектуалы и техническая интеллигенция составляют новый класс, который оспаривает контроль над экономикой, до настоящего времени осуществлявшийся либо бизнесменами, либо партийными лидерами (ср. Бела об информационных обществах).

Нравится
Версия для печати Просмотров: 269

Похожие записи

См. Кристева.

Изменение в мировой экономике, посредством...

См. Каста.