Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Конт опост

Французский социальный мыслитель, внедривший термин "социология". Вопрос о том, является ли Конт основателем социологии, спорен и зависит от того, как относиться к его предшественникам (включая Монтескье, Сен-Симона или шотландских мыслителей XVIII в., вроде Адама Фергюсона), чьи взгляды, конечно же, были социологическими, хотя они и не использовали данный термин.
Родившись во Франции в революционную эпоху и пережив послереволюционную смуту, Конт стал свидетелем начала промышленной революции в стране. Связанный с основанием современного позитивизма и созданием социального движения за позитивную социальную реформу, Конт имел цель, которую можно выразить
его собственным девизом: "Порядок и прогресс". Показателем его широко распространенного влияния является то, что сегодня этот девиз все еще начертан на бразильском флаге. Он хотел создать новую социальную науку, способную служить основой для мысля-шей части общества и делу его радикального реформирования. Всегда эксцентричный, а в последние годы жизни считавшийся подчас безумным, Конт одно время самонадеянно ожидал, что папа римский отречется от поста в его пользу. Несмотря на все это, его вклад в современную социальную мысль был чрезвычайно важным.
Его подход к социологии тяготел к трудам Сен-Симона — не менее эксцентричного социального мыслителя, одно время нанимавшего Конта своим секретарем. Мысль о том, что эволюция общества проходит ряд стадий, а во главе развития находятся евро-, пейские страны, была актуальна в период французского Просве-| щения (см. Эпоха просвещения). В то время жил Сен-Симон, и на-; следником эпохи являлся Конт (см. также Кондорсе). Версией Кон-> та этой идеи стал закон трех стадий социального и интеллектуального развития, по его мнению, "твердо обоснованный и един-; ственный в науках". Согласно Конту, общество проходит через "теологическую" и "метафизическую" стадии, прежде чем достичь "позитивного" возраста — этапа "надежного" знания, нового рационального правительства и "религии гуманизма". Общество, как ожидал Конт, будет управляться промышленниками и банкирами, которые будут обучаться и управляться социологами. Он считал новую эру "позитивной", противопоставляя ее "негативной", угрожающе революционной и спекулятивной, "метафизической" эре, чьим предназначением было просто положить конец предыдущей "теологической" (и монархической). В наступающей эре парламенты становились бы неуместными; и никто не имел бы никакого права противостоять учрежденной новой научной морали; свобода исходила бы из деятельности, сообразной с требованиями законов природы, включая законы, выявленные социологией.
В своей общей социологической теории Конт проводил различие между "статикой" и "динамикой". "Статика", формулирующая требования к социальному порядку, позже получила развитие в дюркгеймовской и функционалистской социологии. Конт считал семью "социальной ячейкой", а естественным местом женщины — домашний очаг; он полагал, что религия выполняет существенные социальные функции. Его мнение о "динамике", подчеркивавшее возрастающее значение разделения труда в современных обществах, также оказало сильное влияние на Дюркгейма.
Именно самая ранняя работа Конта " Cours de philosophic positive"(1830—1842), считается сегодня наиболее серьезным его вкладом в социологию. Его более поздние сочинения, в том числе "Systeme de politique positive" (1875—1877), оцениваются как более эксцентричные. В самой доступной для чтения форме работы Конта находятся в собраниях выдержек Томпсона (1975) и Андрески (1974).
В социологии Конта легко нащупать предмет для забавы по причине некоторых очевидных крайностей, но в свое время он пользовался большим влиянием. Джон Стюарт Милль, исключительно трезвомыслящий философ, восхищался и поддерживал его труды, а Герберт Спенсер шел по его стопам в принятии термина "социология", несмотря на заметное отличие во взглядах на общество. Так же не должно отвергаться и его наследие: акцент на важности осторожного наблюдения, сравнительное и историческое изучение в социологии остаются в силе. Его концепция иерархии наук, в которой каждая обладает присущими ей подходами к знанию, показывает, что он был далек от рабского применения общей модели "научного" знания к социальной науке. Однако Конт все же недооценил различие между социальными и естественными науками. Поэтому в современной социологии нет строгих его последователей, хотя некоторые готовы петь ему гимны (например, Элиас, 1970).

Нравится
Версия для печати Просмотров: 178

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Измерение порядкового уровня

См. Критерии и уровни измерения.

Обзор понятия социологии: Приватизация

1. Продажа или передача "национализированных",...

Обзор понятия социологии: Роулз джон

американский социальный философ, чья главная...