Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Культурный шок

Обзор понятия социологии: Культурный шок

Разрушение нормальных социальных перспектив (общества, субкультуры, групп) в результате столкновения с чуждой или иностранной культурой. Хотя культурный шок может психологически расстраивать, а также причинять неудобства индивидуумам (как в тех ситуациях, когда речь идет о насильственном отрыве от собственного общества или его подрыве вмешательством извне), он может и освобождать, ведя к новой глубине понимания социологически значимых связей. Именно благодаря последнему социология и антропология часто применяют культурный шок к новым студентам своих дисциплин. См. также Новичок.
КУН ТОМАС (Kuhn, Thomas) (1922— ) — американский специалист по истории науки, чьи социологические поиски много сделали для подрыва условных, "абстрактных", общих философских оценок, вроде эмпиризма и фальсификационизма. В представлении Куна нет универсального научного метода, с точки зрения которого достижения науки могут обеспечиваться в абстрактной общей форме (см. также Фейерабенд).
Главный тезис Куна — наука может правильно пониматься только как исторически и социально обусловленный продукт. Историк науки обязан учиться применять ее основные понятия так же, как любой другой ученый, работающий в своей области. Тогда это становится ничем не отличающимся от изучения социологом или антропологом группы либо общины. Кун обращает особое внимание на свойства его методов по сравнению с герменевтикой и значимыми пониманием и объяснением, а также на его понятие научной парадигмы и понятие Витгенштейна форм жизни.
В наиболее известной его работе — "Структура научных революций" (1962) — Кун дает общую оценку науке, отмечая в ней периодические "революционные" изменения, в ходе которых установленные прежде понятия оказываются опрокинутыми. Важнейшим является следующий тезис: эти перевороты таковы (например, несоизмеримость научных концепций, которые господствуют прежде и после), что условные понятия накопленного "научного прогресса" сохраняться не могут (см. Нормальная и революционная наука).
Критики Куна отклоняют тенденцию к философскому релятивишу. Однако игнорирование общепринятых философских оценок научного рационализма, а также защита исторических, социологических и психологических оценок науки не должны предполагать поддержку доктрины полного философского релятивизма (см. также Наука). Правда, Кун сам был не однозначен в решении этих проблем.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 157

Похожие записи

См. Абстрактный труд.

Обзор понятия социологии: Антропология

В широком смысле "изучение человечества", но...

Обзор понятия социологии: Культурная эволюция

См. Эволюционная теория; Социокультурная эволюция...