Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Лиотард жан франсуа

Обзор понятия социологии: Лиотард жан франсуа

Французский философ и значительная фигура в постмодернизме. В 1949—1959 гг. преподавал философию в средних школах, прежде чем стать профессором философии в Парижском университете VIH (Сен-Дени), откуда уволился в 1989 г.
В 1950—1960-х гг. Лиотард считал себя марксистом, будучи членом редколлегии социалистического журнала "SociaJisme ои barbarie" и левой газеты " Pouvoir ouvrier". Однако позже он отказался от сво« его марксистского прошлого. Его книга (1984), подготовленная nep-t воначально (1979) как доклад о знании для правительства Квебек ка, принесла ему известность в широких кругах в качестве отца постмодернизма. В ней отвергается идея о законности в метадоктри-нах (см. Великая доктрина и метадоктрина) и ставится под вопрос французская традиция, простиравшаяся от Конта и Дюркгейма до Сартра и Лефевра, рассматривать общество с точки зрения единства. Эта традиция оценивала поиски знания как узаконенные либо чистым позитивистским посвящением беспристрастности и истине, либо эмансипацией репрессированного субъекта (пролетариата). Так, Лиотард утверждает: каждая из этих основ законности теперь оспаривается настолько основательно, что обе они являются недействительными. Кроме того, нет никаких средств для определения конкурирующих утверждений истины или целей знания. Опираясь на Витгенштейна, Лиотард делает следующий вывод: наука лучше понимается как языковая игра.
Все его аргументы объединены в более поздней и более философской работе "Diffirend" (1983), посвященной исследованию нейтрализации игроков в языковых играх. Когда данная область дискурса становится жесткой, отрицаются или устраняются различные высказывания и другие голоса. Нацистские лагеря смерти — самый отвратительный подобный пример 20-го столетия. "Diffirend" призывает к более децентрализованному и разнообразному подходу к вопросам политики, истории, культуры, общества. Акцент делается скорее на предоставлении возможности высказываниям и диалогам, чем на их подавлении.
Социология и философия Лиотарда подвергалась сильной критике, в основном с двух сторон: во-первых, его творчество нравственно сомнительно, поскольку не в состоянии дать читателю возможность дифференцировать ценность различных положений; вместо этого оно приводит все суждения в состояние эквивалентности. Во-вторых, путем объявления "конца политики" поощряется политическое примирение со статус-кво. Тем не менее его попытка в книге "Условие постмодерна" заострить внимание на особенностях постмодерна справедливо считается эталонной работой.

Нравится
Версия для печати Просмотров: 172

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Моральный крестовый поход

Социальное движение, например, "Соотечественники...

Обзор понятия социологии: Растафарианство

Движение черных, зародившееся с 1930-х гт. на...

Обзор понятия социологии: Индустрия культуры

См. Популярная культура.