Поиск
Опрос
Как вам сайт?


Массовое общество

Обзор понятия социологии: Массовое общество

Модель общества, пессимистически отображающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (урбанизацией, демократизацией политики, ростом массовых коммуникаций и народного образования), как процесс, в котором индивидуумы станут:


(а) более обособленными от предыдущих социальных группировок, то есть социально распыленными;


(б) более открытыми для коммерческого и политического манипулирования централизованными элитами.
Процесс, в ходе которого люди все более обращаются в массу, называется также массификацией общества.
Разнообразие в интеллектуальных и политических ориентациях авторов, использующих данное понятие, вылилось в многочисленные теоретические значения. Общие для них темы — падение социальных ценностей и общности, отсутствие нравственного ядра, возрастающие уровни социального отчуждения. Поскольку отношения между людьми ослаблены, предполагается, что они станут более чувствительными к манипулирующим силам, к предложенным простым решениям проблем и к самым низким общезнаменательным формам массовой культуры (то есть производимым, продаваемым и потребляемым таким же образом, как любые другие массовые товары). Теоретики справа (Т.С. Элиот, 1948) вообще подчеркивали угрозу элитным формам "высокой культуры" со стороны массовой культуры и утрату социальной преемственности, связанной с правлением традиционных элит. Хотя и повторяя некоторые из его тем, теоретики слева (в частности, члены франкфуртской школы критической теории) сосредоточились на новых возможностях политической манипуляции массами со стороны правых сил (например, фашизма) и общей обольстительности коммерческих форм массовой культуры в инкорпорации рабочего класса в капитализм. В более общем плане, в ныне уже классическом современном исследовании С. Райт Миллс противопоставляет современные формы "массового общества" ситуации, в которой некогда существовало множество "публик". Миллс доказывал, что в массовом обществе, во-первых, "гораздо меньше людей выражают мнения, чем получают их"; во-вторых, каналы мнения относительно меньше и централизованно управляемы; в-третьих, автономия социальных акторов, которой они некогда обладали в формировании мнения, все более утрачивается.
Расцвет концепции массового общества приходится на период, непосредственно предшествующий второй мировой войне и после нее. Затем появилась тенденция утверждать, что данное понятие имело широкий охват. Так, оно было влиятельным в начальных исследованиях массовой коммуникации (см. Средства массовой коммуникации), которые увенчались анализами, продемонстрировавшими ряд факторов: аудитория средств массовой информации не представляет собой недифференцированную "массу"; манипуляция властями средствами информации относительно ограничена; рост популярной культуры происходил не за счет искусства или общинное™ (см. также Двухступенчатый поток массовой информации; Лазарсфельд). Подобным же образом работы по формам политического поведения и политического участия в современных западных демократических обществах не выявили общей тенденции к "массовому обществу" (см. также Плюрализм).

Нравится
Версия для печати Просмотров: 315

Похожие записи
Обзор понятия социологии: Среднеуровневая теория

См. Теории среднего уровня.

Обзор понятия социологии: Операционализация

Процесс определения понятий эмпирическим образом...

Обзор понятия социологии: Профсоюзная боевитость

Степень самоопределения организаций наемных...